АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТУРЫ СССР
КАБИНЕТ ВНУТРЕННЕГО ОБОРУДОВАНИЯ
ОБМЕРЫ МЕБЕЛИ
Выпуск I ОБРАЗЦЫ МЕБЕЛИ РУССКОЙ РАБОТЫ КОНЦА XVIII-НАЧАЛА XIX ВЕКА
Под редакцией Н. Н. СОБОЛЕВА
А К А Д Е М И И А Р X И Т Е К Т У ? Ы СССР
Москва-1940
Кабинет внутреннего оборудования Академии, архитектуры СССР приступает к выпускам альбомов обмеров мебели с целью точной фиксации интересных для изучения архитектуры интерьера предметов обстановки, жилых помещений прошлого и настоящего времени. Это издание выходит в свет по мере накопления материала. В нем будут помещаться обмеры мебели, осветительных приборов, арматуры и пр. Обмеры каждого определенного предмета снабжаются шаблонами, его фотографиями, снятыми с разных сторон, и краткими аннотациями. В них вкратце характеризуется каждый описываемый предмет, и указывается время его изготовления. В первом, выпуске помещаются обмеры с 36 предметов, относящихся к последней четверти XVIII в. и к первой четверти XIX в."
В составлении первого выпуска обмеров мебели принимали участие следующие лица:
подбор предметов обстановки производился при консультации прсф. Д. П. Сухова;
наблюдение за техникой обмеров вел арх. А. Л. Пастернак; обмеры в музеях и
дворцах производили архитекторы Е- А. Андреева, В. А. Ашастин, К. К.
Бар-ташевич, И. Н. Вильям, А. П. Ершов, В. Н. Калиш, А. Каретников, М. Д.
Мачальская; аннотации к предметам обстановки составлял Д. Н. Ермолаев, хранитель
отдела мебели Государственного исторического музея. Вступительная статья и общая
редакция всгго издания проф. Н. Н. Соболева.
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость издания обмеров предметов обстановки прошлого и современного быта не нуждается
в особых доказательствах. Обмеры крупных архитектурных произведений прошлых веков дают богатейший
материал для изучения архитектуры, и современный архитектор путем анализа этих обмеров находит в идеях
мастеров прошлого ценнейшие указания для решения современных проблем. Совершенно такая же аналогия может
быть проведена и в изучении малых архитектурных форм, над которыми работали великие мастера русской
архитектуры прошлого века — Кваренги, Камерон, Воронихин, Росси, Тома де Томон и другие.
Не следует забывать, что не прошло еще полных 50 лет с тех пор, когда более или менее крупные предметы
обстановки (шкафы, гардеробы, серванты, буфеты, дрессуары, шифоньеры и пр.) оформлялись такими же
архитектурными шаблонами, как и наружные фасады каменных зданий, когда на предметах домашней
обстановки можно было встретить целые цоколи и антаблементы или же их отдельные части, колонны,
пилястры с базами и капителями и другими архитектурными деталями. Это особенно широко было распроcтранено
в охваченный настоящим выпуском период. Обмеры любого классического предмета обстановки выявляют и
соотношение отдельных частей целого и их взаимодействие и методы, применявшиеся в их соединении между собой.
В небольшой вещи все эти отдельные детали должны быть тоньше нарисованы и более детально продуманы автором.
Малейшее нарушение соразмерности самых незначительных на первый взгляд деталей, их упрощение, неуместное
их применение тотчас же отражаются на удобстве пользования данным предметом обстановки и на доставляемом им уюте и комфорте.
Очень многие, на первый взгляд совершенно незначительные, утолщения или уклоны в деталях предметов обстановки, явившиеся результатом
долголетней практики, основанной на изучении архитектуры и вытекающих отсюда чисто технических навыков, создавали те положительные
качества, которые в современной мебели, к сожалению, часто отсутствуют.
Мы полагаем, что в процессе тщательного изучения обмеров старой мебели можно найти способы для улучшения современной мебели.
Типы обстановки современных жилых помещений в том виде, в каком мы ею пользуемся в настоящее время, т. е. столы, стулья, кресла,
диваны, шкафы, исторически возникли сравнительно недавно. Культура городов начала развиваться с XII в., и в это
время в домах бюргеров появляется обстановка. Предметы обстановки этого периода з современном быту совершенно неприменимы.
В повседневном употреблении у нас находятся предметы, вошедшие в быт примерно с половины XVIII в. В эту эпоху, помимо дворцовой,
показной, перегруженной украшениями мебели, которой к тому же выделывалось тогда еще не очень много, создаются предметы обстановки с
более простым оформлением, менее загруженные деталями. Любопытный пример этому мы находим в Англии — стране классической
комфортабельной мебели. На примере работы известного английского мебельщика — мастера Томаса Чиппенделя—можно проследить
создание новых форм мебели, исключительно удобной в пользовании. Чиппендель достигает этого путем комбинирования и упрощения
замысловатых изгибов Французского рококо и соединения их с тяжеловесными элементами голландской мебели, господствовавшей в
Англии с XVI в. Распространению и внедрению в мебельную промышленность Англии примененных Чиппенделем пропорций и форм способствовали
выпущенные им альбомы с указанием точных размеров типических образцов мебели, применявшихся в эту эпоху. Пользуясь ими, английские
столяры создали свой собственный стиль мебели, отличный от стиля, принятого в континентальной Европе, где Франция давала прекрасные
образцы обстановки, исполненной в духе классицизма.
Эти два очага производства мебели оказали в свое время значительное влияние на формообразование русского мебельного искусства.
Русские мастера сперва подражали вывозимым из-за границы образцам обстановки, которые интерпретировались согласно условиям русского быта.
На путь более свободного творчества русские мебельные мастера стали в последнюю четверть XVIII з. Произошло это потому, что в годы,
предшествовавшие французской резолюции, вследствие ряда запретительных мер русского правительства, опасавшегося главным образом
проникновения революционных идей, образцы французской мебели перестали привозить в Россию. Сношения с Францией были запрещены, и
русские мастера были предоставлены своим собственным силам. Павел I вступил в вооруженный конфликт с Францией; при Александре I в
начале XIX в. Россия воевала с Наполеоном. Это надолго приостановило культурную связь России с западной Европой. До 1814 г. в Россию
просачивались лишь редкие образцы мебели, разумеется, не доходившие до масс. За это время русские мастера сумели выработать самобытные,
непохожие на западные образцы пропорции и создали собственные, нигде не записанные, каноны. Здесь же, в России, впервые был применен
новый неизвестный западу материал в виде карельской березы, осокоря и мореного черного дуба. Весь этот период, охзатывающий около 40 лет,
дал всю ту массу разнообразной мебели, которой обычно дают собирательное имя „павловской", хотя царствование Павла I продолжалось
всего 5 лет.
При подборе предметов обстановки, входящих в настоящий выпуск, совершенно сознательно поставлен рубеж в виде 1814 г. В этом году офицеры
сорокатысячного корпуса русских войск под начальством Воронцова, оккупировавшего в течение целого года Францию, после взятия Парижа
скупили и вывезли в Россию большое количество меоели в стиле ампир, которая и разошлась по усадьбам и поместьям всей страны.
С появлением новых образцов русские крепостные мебельщики создали целый ряд предметов русского ампира, во многом отличающегося от
французского. Обмеры образцов этого рода мебели составят содержание следующих зыпусков.
Искусство русской мебели последней четверти XVIII в. и первых 15 лет XIX сто-летия самобытными формами которой мы можем справедливо
гордиться, было создано руками неизвестных крепостных мастеров. Отдаваемые в учеяие с малых лет „на года" в столичные, содержимые
иностранцами мебельные мастерские, эти крестьянские подростки постепенно, в течение ряда лет, постигали тайны техники мебельного дела,
хорошо известные иностранцам, и в конце концов становились первоклассными мастерами-краснодеревцами, знавшими все тонкости своего
мастерства. (Среди иностранцез-мебельщиков в первой половине XIX в. главенствовал придворный поставщик мебели Гамбс и за ним Битнер.)
По окончании обучения судьба всех этих русских мастеров складывалась различно. Они целиком зависели от прихоти и каприза барина:
одни из них отсылались в поместье, другие оставались при городском барском доме, третьи отпускались на оброк, причем или возвращались
обратно в мастерскую старого хозяина, или же устраивались в другое место на работу. Предоставленные собственным творческим силам,
эти крепостные мастера и создали тот своеобразный тип мебели, который наполнял русские помещичьи усадьбы и городские дома.
Выходившая из-под их умелых рук мебель на первых порах отчасти и напоминала иностранные образцы. Но эти образцы были так сильно
переделаны и по-своему заново скомпонованы, что они, безусловно, представляли совершенно новые, своеобразно трактованные предметы
обстановки.
Среди 36 предметов, составляющих содержание настоящего выпуска, помещены отдельные группы, более или менее ярко
отражающие в своих формах влияние заграничных образцов. В них сквозит знакомство с английской и французской
мебелью последних лет классицизма, консульства и директории. Все они в интерпретации русских мастеров приобрели немало
специфических черт, которые свойственны исключительно русскому национальному творчеству. Это вполне понятно, потому что
русские мастера никогда не копировали слепо попадавших им в руки образцов (если на это не было прямых указаний), а всегда
вносили кое-что и от личной творчесхой инициативы. Это качество было хорошо подмечено нашим историком Погодиным,
который говорил: „Откуда бы что ни происходило, русская печь все переваривала, и что из нее выходило, то было уже не
иностранное, хотя и схожее чем-нибудь с иностранным".
В коллекции обмеров, произведенных сотрудниками кабинета внутреннего
оборудования Академии архитектуры СССР, первые десять образцов навеяны образцами английсхой мебели последней
четверти XVIII в., когда на смену Чиппенделх» с его увлечениями явились Хеппльуайт и Шератон, и дух
палладианской классихи царал в произведениях братьез Адам, дававших рисунки и проекты для исполнения а дерезе. строгал по
лаконизму своих украшений мебель, попадавшая в Россию, копировалась крепостными мастерами наших англоманов- помещиков, следовавших
моде (поскольку Екатерина II увлекалась в это время работой Камерона в своих загородных дворцах). За немногими исключениями все эти
предметы обстановки, вошедшие в первую группу сборника, взяты из дворцов Петергофа и г. Пушкина (б. Царское село).
Следующая группа (с № 11 по 17) является позднейшими повторениями первых образцов, и черты иностранных влияний в ней менее заметны,
чем в первой группе. Многие отдельные детали в этих повторениях сильно огрубели и имеют сильно преувеличенный запас материала,
рассчитанный на большую прочность (см., например, № 11). Материалом деталей является по большей части уже не привозное красное дерево,
а отечественные породы: сосна, береза и другие сорта, окрашенны сверху масляной краской, местами расписанной (№ 13 или 15) в подражание
тем образцам, созданным Адамом и Шератоном, где роспись делалась живописцем Ангеликой Кауфман.
Следующий раздел — это образцы № 18—32. С 1770 г. входят з моду элементы римской орнаментации, и своеобразно трактованные аканты
заканчивают ножки у точек их скрепления с обвязью рамы (рис. 18 — 19). Маленькие „псише" (стоячие зеркала) появляются почти
одновременно на комодах, выпуклые ящики которых еще напоминают об эпохе рококо. Выпуклые фасады комодов и шифоньеров (рис. 18 и 19)
постепенно уступают прямолинейным, и письменные столы (рис. 22), бюро - цилиндры (рис. 23), строгие формы шкафов с диагоналями решеток
стеклянных дверец приводят к предвестнику ампира—стилю консульства. Этот стиль вводит в детали мебели классичесхие львиные головы и
лапы, изогнутые полудугой ножки табуретов и банкеток (рис. 28) и, наконец, начинает снабжать поверхность украшаемой части мебели
гофрированной бронзой, бронзовыми розетками и пр. (рис. 29 — 30). Мебель карельской березы с прокладками черного дереза или мореного
дуба, являющаяся исключительно русским национальным достижением, представляет совершенно особую страницу в истории мебельного искусства.
Ее формы отличаются добротностью, излишней монолитностью, она тесно связана с крепко сложившимся к концу XVIII в. помещичьим бытом.
Последним разделом '(рис. 33—36) является домашняя интерпретация тех классических форм, которые найдут в себе наивысшее развитие в
период после отечественной войны 1912 г., когда в России стали перерабатываться на свой русский лад закупленные русскими офицерами
классические образцы обстановки, созданные по рисункам Персье и Фонтеяа. Во многих случаях здесь не последнюю роль играли и личный
вкус и требования, предъявленные мастеру со стороны заказчика или хозяина-помещика.
Бесправное положение мебельщиков-краснодеревцев, как и мастеров других специальностей, продолжалось до отмены крепостного права в
1863 г., когда наступил конец всему бесплатному труду крепостных. Расплодившиеся в крупных городах и столицах мебельные заведения
попрежнему оставались преимущественно в руках иностранцев, среди которых ко второй половине XIX в. возросло количество немецких
фирм (Тура, Зябрехта, Мельцера, Фишера, Шмита и др.), притянувших к себе из имений опытных мастеров и начавших изготовлять новую,
самую модную, обстановку для проедавших свои выкупные свидетельства дворян и богатевшего купечества.
Вместо прежней мебели с ее несколько устаревшими, но добротными формами, появляются формы нового рококо, а за ним немецкого и
итальянского ренессанса в интерпретации XIX в. На смену этим эклектическим стилям в 90-х годах приходят модерн и „русский" стиль,
который постепенно входитв обстановку городской буржуазии. Отдельные предметы обстановки, образцы которой заимствовались из немецких и
австрийских художественных увражей, с грубо вычерченными деталями и назойливой резьбой, заменили собой казавшиеся устаревшими,
хорошо продуманные формы и пропорции изделий доморощенных столяров. Модные „стильные" предметы обстановки заслонили своими
эклектичесхими формами, бьющими на внешний эффект, скромные по материалу и своим незатейливым украшениям, но удобные по габариту
предметы обстановки, сработанными в предыдущий период. Эта старинная мебель, преимущественно сделанная из отечественных пород
дерева: березы, ясеня, осокоря, клена, ольхи и дуба, иногда оклеенная фанерой красного дерева, уступила место ореховым столовым,
спальням и гостиным с массой нагроможденных токарных и резных деталей. За эпохой увлечения ренессансом пришел стиль „модерн", который
сменила конторская „американская" мебель: бюро-цилиндры, картоньерки и книжные шкафы, „всегда законченные и никогда не оконченные".
Обмеры предметов обстановки предыдущих поколений, выпускаемые в свет кабинетом внутреннего оборудования Академии архитектуры СССР,
являются первым изданием по этому вопросу в нашей стране. В дореволюционной России таких изданий не было. Несхолько выпусков
шаблонов мебели, изданных Кустарным музеем московского губернского земства, имели совершенно иной характер и
иные, преследуемые этим изданием, задачи. Они не затрагивали пропорций и форм уже существующих предметов обстановки, а
распространяли среди столяров и кустарей скомпонованные современными художниками формы мебели в „русском" стиле. Эти чертежи, к тому же
не проверенные на практике, давали ясное представление о том, как понимали народное русское искусство в 90-х годах прошлого века.
Совершенно иные цели и задачи преследует настоящее издание. Современная мебельная промышленность Франции и Англии широко
пользуется чертежами и обмерами старинной обстановки, не только копируя ее наиболее выдающиеся отдельные предметы, но и
применяя старые, хорошо найденные пропорции и отдельные формы или частичные детали в процессе создания современных образцов.
Обмеры стильной мебели издаются во Франции, справедливо гордящейся своими мебельщиками-краснодеревцами XVIII в., но
французские стили изысканной дворцовой мебели мало пригодны для наших современных условий жизни. Методы, которыми
французы производят обмеры мебели, не лишены остроумия, но сильно разнятся.от наших. Мы в своих обмерах даем точные
чертежи всех планов, фасадов и разрезов мебели, ее кривых и изогнутых частей, указывая при этом и технические особенности
соединения отдельных частей. Строя их по всем правилам архитектуры, мы получаем строгие линейные чертежи,, к которым присоединяются
еще и фотографические снимки, снятые с трех точек; французы же фотографируют избранный предмет со всех сторон, уничтожают на снимке
мешающие обмерам подробности, дорисовывают недостающие детали и получают таким образом только интересующий их каркас.
На французских образцах обмеров стульев и кресел ясно видна применяемая ими система, которая не дает данных для точного
получения кривых в образце. Специальное издание, посвященное обмерам мебели, хранящейся в Парижсхом музее Gагdе Meuble National,
было выпущено незадолго до мировой войны Е. Dumontier под названием „La соlleсtion des bois de seiges de mobilier national"
(Paris, С. Н. Massin, Rue des Ecoles, 31). В нем помещены многочисленные снимки стульев и кресел, исполненных з стилях XVIII и XIX вв.,
начиная с эпохи рококо и кончая ампиром.
Из этого издания мы помещаем четыре таблицы.
1. Диван, кресло и стул стиля Людовика XVI (периода, предшествующего началу
французской буржуазной революции).
2. Четыре кресла и четыре стула работы Жакоб, конца французской буржуазной
революции и эпохи консульства.
3. Два кресла к письменному столу, одно неподвижное, другое с вращающимся
сиденьем, из красного дерева. Верхнее—работы Сенэ, нижнее — работы Жакоб (эпоха
французской буржуазной революции).
4. Два кресла и два стула работы Жакоб, относящиеся к эпохе консульства во Франции.
В предлагаемом издании обмеров мебели кабинет внутреннего оборудования не ограничивался образцами, хранящимися в какой-то одной коллекции.
Подбирая образцы обстановки, сотрудники кабинета обмеряли такие предметы, формы которых могли быть применены в обстановке нынешнего дня.
По времени сзоего изготовления обмеренные образцы должны были относиться к тому периоду русского мебельного искусстза, о котором
говорилось выше, и который был наиболее свободен от непосредственных иностранных влияний. Наконец, при составлении альбома обмеров
пользовались не одним каким-то определенным музеем, но всеми коллекциями дзорцов и музеев, которые открыла трудящимся Великая
Октябрьская социалистическая резолюция.
Критически осваивая наследие прошлого, мы не можем равнодушно пройти мимо удобных, простых и вместе с тем логически правильно и
конструктивно построенных предметов русской мебели, созданной крепостными мастерами, с их формами и пропорциями, найденными в
процессе длительного опыта и учебы. Эти образцы могут послужить при их внимательном анализе теми отправными точками, от которых можно
оттолкнуться при разработке вновь изготовляемых предметов обстановки.
В нашей стране предъявляются все новые и новые запросы к форме и качеству
предметов обстановки.Современные предметы мебели, выпускаемые производственными
организациями по раз установленным шаблонам, давно уже перестали удовлетворять потребителей.
Обмеблиронка не только частных жилищ, но и зданий общественного назначения все еще продолжает быть мало выразительной,
а между тем по всей стране с громадной быстротой растет число клубов, читален, библиотек, домов отдыха, санаториев и т. д.
Строится большое количество жилых домов. Необходимо внимательное и продуманное отношение к интерьеру этих сооружений. Необходимость
внедрения новых форм и типов обстановки в быт, помимо стандартов мебельной промышленности, ясна и не требует доказательства.
Н. Н. Соболев